Как мы проиграли "Ладогу-2001"
Машина: УАЗ 31512-01, 87 года выпуска, кличка T-Rex, пожиратель зелени
Пилот: Максим Смирнов "Новичок"
Штурман: Владимир Зарицкий "Дядя Вова"
Механик: Максим Лычёв "Второй"
Long, long time ago: В общем, решили мы, что неплохо бы съездить на серьезный трофи-рейд. Вернее, решили Вова с Максом, и действительно давно, потому что в первоначальной заявке на участие машиной была записана аж Нива 21213. На УАЗ'ах мы все стали ездить сравнительно недавно. Мне предложили поехать примерно за месяц до старта, я согласился, представляя "Ладогу" по старым отчетам чем-то вроде недельного пикника на природе. Когда выбирали УАЗ, на котором ехать, остановились на Максовом - подкупило наличие каркаса безопасности, лифтовки, шнорхеля, тракторных колес, все было сделано предыдущим хозяином.
Серьезную подготовку, по сути, начали за неделю до старта. Поставили лебедку, стали смотреть чего не хватает еще. И понеслось. Двигатель работает на половину мощности, заводится после пяти минут кручения стартером. Масло течет. Колеса при полном ходе подвески цепляют за крылья, надо расшивать арки. Ну и еще масса мелочей. В итоге Макс всю эту неделю практически ночевал в гараже у Виктора Селюгина ("Экипаж"), который в то же время готовил к Ладоге и свою машину, постоянно отвлекаясь на нашу. Мы с Вовой пытались помогать вечерами после работы, но так получалось, что раньше трех ночи домой не возвращались. Долго решали куда деть сандтраки - внутри машины три человека, бензобак от ЗИЛ'а, места не остается. Построили конструкцию из железа на левом борту, на первый взгляд очень удобную.
В итоге из видимых дефектов в машине осталась течь масла из двигателя и не отрегулированная рулевая машинка. Техкомиссию прошли без проблем, хотя и опасались, что будет сложно получить медицинские справки из-за недельного недосыпа.
В последний день доделывали техничку - УАЗ Вовы. Почти подготовленная для трофи машина, только лебедки не хватает. Загрузили все необходимое в дороге для ремонта двух боевых машин (пара мостов, коробка, раздатка, половина двигателя и еще по мелочам). Так как на нашей боевой колхозные мосты, а у Виктора военные, пришлось ограничиться только передними мостами каждого вида - рессоры у технички и так прогнулись в обратную сторону. В итоге провозились опять до трех ночи, старт в десять.
День первый (03.06.2001)
Приехали на площадь. Море разнообразных машин, со следами глубокой переработки и без. Бросаются в глаза два Унимога, на которые кто-то наклеил стартовые номера. Потом выяснили, что это все-таки эвакуаторы, а не участники. Наливают бесплатное пиво по специальным талончикам. Талончик можно получить у ближайшего молодого человека с надписью 4х4 на спине. Талончики дают только участникам, но верят на слово, это приятно.
Наш стартовый номер 324. Если верить стартовому протоколу, который мы видели на техкомиссии, мы стартуем вместе с машинами 321, 322, 323. Прямо на площади нашли две машины из группы, познакомились. Один - пикап на базе Ниссан Террано, с ручной лебедкой, маленькими колесами, длиннобазный. Уже на площади стали подозревать нехорошее:
После проезда по подиуму (Ниссан на него не смог забраться - первый тревожный звоночек) выяснилось, что стартовый протокол изменен и в нашей группе идет еще один УАЗ (323, Игорь Хромцов "Навигатор"), Додж Рам (трехтонный пикап устрашающего вида) и Нива.
Доезжаем до старта СУ1. Там выясняется, что на старте СУ протокол старый и группа меняется.
Из дневника
СУ1. В итоге наша группа:
- "Навигатор" на УАЗ 31519, колеса BF Goodrich 35", лебедка как у нас Питерская
- Злополучный Ниссан на лысой резине и без лебедки
- Рейндж Ровер, двухдверка, нормальная 35" резина, лебедка Warn 12000, белорусы
Самое сложное препятствие - ручей через болото. В ручье догнали машины из "Спорта". Перебрались потихоньку одной группой, но без белорусов - они оказались отрезанными от нас другими участниками и перебирались самостоятельно. В ручье узнали, что лебедок у нас в группе всего две - на втором УАЗ'е заклинило редуктор лебедки после первой попытки использования.
За ручьем без глубокой воды, но намешено много грязи, Ниссан постоянно садиться, вытягиваем его. В итоге опоздали на финиш СУ на 15 минут. Обидно. Радует то, что по словам судьи мы вторая группа, которая вышла одновременно в полном составе. 18:05, движемся к СУ2, 50 км по асфальту.
Впечатления от СУ. В легенде объявлена сложность 4 по десятибалльной шкале. Для нашей машины все кроме самого ручья проезжаемо без лебедки. На всем пути наблюдалось столпотворение из машин, при этом заторы не всегда можно было объехать. Ручей штурмовали на фронте метров в пятьсот, при этом за каждое удобное для переправы место велась "жестокая" борьба. Забавно выглядело, когда мы с доджем параллельными курсами с черепашьей скоростью пробивались через болото к ручью. Мы выиграли, пустив все машины группы с минимальным промежутком и не дав вклиниться другим.
Из дневника
По дороге к СУ2 немного заплутали, опоздали к старту минут на двадцать. (Как мы выяснили позже, это неважно, главное успевать до закрытия старта.) Выпустил на этап нас Петр Порай-Кошиц, на вопрос "что там дальше" загадочно улыбнулся, сказал только, что сейчас там все сидят в болоте, и никто еще не выбрался.
Поехали. Первые препятствия - два толстых бревна поперек дороги, спилены явно специально. Все переехали, Ниссан сел на первом же бревне. Сдергиваем его, за это время нас нагоняет следующая группа. Она нас обошла чуть дальше по дороге, когда Ниссан накрепко засел в песчаной жиже, размешенной "спортом". Вытащить его смогли только лебедкой через два блока, практически разрядив при этом аккумулятор. Толком испытать, насколько хватит аккумулятора при работе лебедки, заранее так и не успели, выясняем это по ходу трофи. Но делать нечего, на две имеющиеся в группе лебедки ложится двойная нагрузка.
Двигаемся дальше, в свою очередь объезжаем группу Носорога, которая устроила привал. (Позже узнал, что привал этот был вынужденным, из-за поломки шкива помпы у Носорога. После ремонта он поехал сразу на СУ3, но это было уже на следующий день.) Дорога все больше напоминает жидкую грязь. Проезжаем бревенчатый настил над болотом, но это еще не то, которое помечено в легенде как "250 метров открытого болота". В очередной грязной жиже обнаружили длинный Ниссан Патрол, который сжег лебедку и, видимо в силу врожденной порядочности, решил не усложнять жизнь группе и предложил составить официальный протокол о сходе с этапа в соответствии с регламентом. Теперь он ждет эвакуации. Начинаем коситься в сторону нашего Ниссана, но мужики намека не понимают. Общий совет группы решает идти дальше вместе, пусть даже таща за собой Ниссан на веревке.
Так доходим до "открытого болота, 250 метров". Темнеет, мы с Вовой спешим осмотреть болото при свете. В конце болота выкарабкиваются машины из предыдущей группы. У них узнаем, что ехать по основной колее - полная ж:, но рядом - еще хуже. Метрах в трехстах слева и справа копаются по машине, похоже, что уже давно. Решаем идти по колее, застилая ее бревнами и сандтраками. За несколько часов прошли, уже рассвело.
День второй (04.06.2001)
Из дневника
В самом конце болота стелить гать перестали, рванули, насколько смогли, вперед и дотянулись лебедкой к ближайшему дереву. Вытянули лебедкой Нисан, затем тот же маневр повторили Рейндж со вторым УАЗ'ом.
Радостно (прошли самое сложное) рванули вперед. До финиша всего два километра, три часа до окончания нормы времени, четыре до закрытия финиша. Не тут то было. Болото продолжается, единственный плюс - есть деревья чтобы цепляться лебедкой. Дорога теперь расходится на массу дорожек между деревьями, все они полностью размешаны предыдущими машинами. Отклоняться еще дальше никак, там уже просто стоит вода. Все деревья в следах тросов лебедок.
Из-за Нисана идем очень медленно. Пробуем по всякому, и пуская его вперед своим ходом по наименее размешенной дороге, и вытягивая вперед на лебедке, все равно медленно.
За час до истечения КВ мы решаем, что лучше развалить группу, чем второй раз опоздать на финиш, рискуя быть снятыми с рейда. Прорываемся вперед, но засадам нет конца. Для ускорения процесса уже цепляем трос лебедки не через шлею, а просто обернув вокруг дерева и зацепив крюк за трос, по идее это плохо для троса. За триста метров до финиша (по GPS, напрямую) проходит время закрытия финиша. Мы вконец измотаны, решаем уже не спешить, дожидаемся группу, попутно наскоро перекусив. Подходит наша группа, едем вместе до точки финиша, там уже никого. На последних сотнях метров стоит масса машин, и из спорта и из рейда, кто-то поломался, кто-то просто отчаялся. Ходят злые мужики и громко угрожают физической расправой организаторам за такой спецучасток.
Еще немного отдохнули, перекусили все вместе, не спеша поехали в лагерь, решив между собой, что вряд ли нас станут снимать, так как по нашим подсчетам вовремя успели из "рейда" группы две или три, не больше. Спортсменов тоже немало осталось на этих двух СУ.
Едем, и ничего не понимаем - после пригорка с финишем дорога превращается в такое же болото, как и раньше. Выходим к совсем уж грязному участку, Вова сходил и измерил глубину - по пояс. Следы через это идут. Начинает поджимать уже время старта следующего дня. Долго проверяем, не сбились ли с пути. Другой дороги нет, приходим к выводу, что в легенде ошибка, и финишем названа не та точка для GPS. Настоящий финиш оказывается впереди за этим болотом, в трехстах метрах. Решаем обходить по нетронутому грунту рядом с дорогой, стеля гать из бревен. Через десять метров понимаем, что так мы будем копаться до вечера. Едем вперед, помогая себе лебедкой. Машина идет довольно легко, лебедка помогает, когда машина совсем зарывается. За нами остается глубокая колея, по которой уже без лебедки не проехать, именно поэтому от такого плана первоначально отказались. За нами проходит Рейндж, он вытянет потом всех остальных. За это время мимо со стороны финиша проходят пешком прибалты, они ночью сломались в лесу и ходили за запчастями. Сообщили нам, что до финиша в первый день дошли всего 29 машин. (Позже уточнили, что 29 только из спорта, рейд - еще 17 машин.)
Вова пока сел за руль и пробивается по дороге дальше, переезжает глубокий ручей и выходит на настоящий финиш прямо перед Унимогами, которые идут вытаскивать застрявших. Узнаем последние новости: время финиша было увеличено организаторами на два часа в связи с большим количеством опоздавших (но мы и это время превысили). Время старта следующего СУ также отложено на два часа и мы можем успеть до закрытия старта, если помчимся прямо сейчас, бросив группу. Спрашиваем совета у одного из организаторов, который приехал на Унимоге, и все это нам рассказал (только в последний день, на церемонии награждения, я узнал, что это был президент московского 4х4 клуба). Он говорит, что на нашем месте наплевал бы на следующие СУ (во второй день их два), но вышел бы в составе группы, воспользовавшись возможностью отоспаться после полутора суток без сна. Невыход на спецучасток, по его словам, всего лишь не приносит тебе очков и никак не наказывается.
Позиция истинного джипера. Так и делаем, отказываемся всей группой от эвакуации, потихоньку вылезаем и двигаемся в следующий лагерь. Найти организаторов сейчас нельзя - они где-то между лагерями и участками.
Едем километров 150 по асфальту. Я убеждаюсь, что в нашем УАЗ'е можно спать на ходу, хотя шум стоит такой, что разговаривать можно только крича, а трясет из-за жесткой подвески неимоверно. Но вопрос только в степени усталости.
Приезжаем в лагерь. Заезд очень интересный: крутой спуск по грунтовке, бревенчатый мост, бревна между собой не скреплены. Ступеньки бревнами образованы немаленькие, Макс проезжает ведомый Вовой, который идет перед машиной. Только поставили палатку - начался дождь, сделав спуск перед мостом проезжаемым только в одну сторону. Пока становились лагерем, появились организаторы. Подошли узнать, что да как и узнали от Игоря Хромцова, что мы, оказывается уже сняты с рейда. Выясняем, что регламент слегка поменялся, и теперь снятие следует после трех превышений КВ или невыходов на старт СУ. Тут мы хватаемся за головы, так как считали, что за пропуск двух СУ никак наказаны не будем. "Экипаж", который выехал из болота следом за нами вместе со своей группой (Радомирыч на УАЗ'е и Марек на ГАЗ-69), каким-то образом добились разрешения стартовать и проходил сейчас спецучастки. Мы об этом знали, но решили, что в таком состоянии вряд ли у нас чего путное получится.
Разговариваем с Овчинниковым, объясняем, что опоздали из-за того, что тащили на себе Ниссан. Первая его реакция - так почему же вы его не бросили? Что-то мямлим про дух рейда, дойти группой и все такое, но сам подход несколько шокирует. В итоге Овчинников соглашается, что Ниссан не должен был попасть в рейд и это его недосмотр. Результаты первых двух дней для нас не засчитываются в штраф, мы по-прежнему в зачете. Анализируем ошибки и находим в регламенте пункт, разрешающий финиш без группы за час до окончания КВ. При этом штраф за развал группы не начисляется. Решаем для себя, что если будем не успевать дойти группой, то так и делаем. Черт с ними, с оценками, которые нам поставят товарищи по группе, на высокие места мы все равно не рассчитываем. Спим.
День третий (05.06.2001)
Первая нервотрепка началась на выезде из лагеря. Мост был уже сильно испорчен проехавшими машинами, перед мостом образовался затор. Из-за этого немного опаздываем к старту, но судьи прекрасно понимают почему, пишут в карточке участника причину задержки и реальное время старта.
Из дневника
СУ5. 9-я сложность. Посередине брод до 1.4 метра. С нами в группе: Рейндж №331, УАЗ №318 и Носорог. Сильная на вид группа.
В самом начале СУ у нас отвинчивается задний кардан от раздатки. Прикручиваем обратно, но полчаса простоя есть. Мест для сидения более чем достаточно, объездов тоже, потихоньку перемешиваемся с другими группами и даже спортсменами.
Перед очередным ручьем не стали дожидаться, пока проедут впереди стоящие машины по основной колее, лезем вброд рядом, вытягиваемся лебедкой, в это же самое время затор на основной дороге устраняется, и вся наша группа уже на том берегу. Сразу после этого ручья потеряли крышку маслозаливной горловины, почти сразу нашли, но успели поволноваться.
У брода наблюдаем много интересного. Масса машин на берегу, в воде бултыхается спортивная Нива и Сан Саныч Трушников на Рейндж Ровере.
Долго топтались, искали дорогу, перестраховались, размотали трос лебедки и все дополнительные троса, чтобы быстро вытянуться на тот берег если застрянем. На деле проскочили своим ходом, вода до верха капота. Носорог и второй УАЗ тоже проехали без проблем по нашему примеру.
В броде очень отвратительно показали себя именно Рейндж Роверы. Тонули пачками, просто из-за того что низкие вероятно. При нас своим ходом проехали только белорусы на №321, а четыре Ровера не смогли. Трушников проехал дальше всех, но в итоге залил электрику и встал. От нашего предложения вытащить его на берег отказался, мотивируя это тем, что за это его могут снять с зачета. Другому спортсмену на таком же Рейндже это почему-то не помешало самому попросить нас о помощи.
Из дневника
Второй раз совершили старую ошибку - решили, что самый сложный по легенде участок является последним препятствием, хотя до финиша еще два километра. Пока приводились в порядок и ждали отставший Рейндж, несколько групп ушло вперед нас.
С этим Рейнджем отдельная история. Они отстали метров за пятьсот до брода, помахали нам руками, чтобы мы ехали и не ждали их. Когда три машины из группы прошли брод, они так и не появились на берегу. Я сходил обратно на тот берег и обнаружил экипаж Ровера выпивающим и закусывающим. Они были жутко удивлены, что о них не забыли. Получили от меня ценные указания по прохождению брода, но от предложения подождать их на том берегу и в случае чего вытянуть гордо отказались. Они, мол, хорошо подготовлены и справятся одни. Мое дело предложить, вернулся к группе и сообщил, что можно ехать. Кстати, ребята действительно оказались неплохо подготовлены, судя по тому, как быстро они нас догнали, проехали они своим ходом.
Поехали, Носорог уехал вперед, мы остановились на первом повороте и ждали второй УАЗ, где-то минут десять. К этому моменту над ухом уже начали тикать часы контрольного времени.
Из дневника
Дальнейшая дорога - размешанная грязная колея, слева-справа - лес с болотом. Один раз садимся и вытягиваемся лебедкой. Нагоняем спортивную Ниву, которая прошла брод своими силами, но как-то хватанула воды в масло, полюбовались эмульсией на масляной пробке. Маслом с ребятами кто-то поделился, меняют.
Доехали до места, где пара групп рейда сидит, чуть ли не всей колонной. Впереди Угрюмый, который выехал на сухое место и теперь всячески пытается помочь остальным. В середине роет всеми колесами колею Носорог, несмотря на уговоры окружающих не усугублять ситуацию. Казахи на длинном Гелендвагене лебедятся аж через два блока, причем с трудом. Трос протянут прямо поперек дороги, мимо не проехать. У них еще явно что-то с машиной, ну не должен Геленд так сидеть.
Видя, что контрольное время закончится уже скоро, решаем выбираться самостоятельно. Ломимся с дороги в болотце справа, по нему смогут пройти одна-две машины, дальше оно станет слишком размешенным. Зовем с собой второй УАЗ, ребята тоже прекрасно понимают, что время уходит. Выезжаем вперед засевшей колонны, Угрюмый нас пропускает, едем дальше.
Следующие два часа стали самыми кошмарными за весь рейд. Началось с того, что стал перегреваться двигатель. Температура под 120, постоять и остыть нельзя - время. Печка жарит на полную, при общей болотной сырости в машине откровенная парилка. Мы вдвоем с Вовой непрерывно орем на Макса, чтобы давил на газ, он сопротивляется, стараясь не убить движок, психологическая напряженность растет. Время летит со страшной скоростью, с ним нам ничего не сделать. Начинается косогор с торчащими кое-где пнями и корнями, к тому же дорога страшно петляет между деревьями, максимальных углов поворота колес едва хватает. Перепрыгнув очередной пень, обнаруживаем, что налево машина больше не поворачивает: колеса едва отклоняются от прямого положения. Направо - как и должно быть. Бегло осматриваем рулевые тяги, сошки, машинку - все вроде цело. Радости не прибавляется. Едем так, разбираться будем на финише. Следующие метров 50 - подъем почти под 45 градусов с такой же петляющей между деревьями дорожкой. При трезвом подходе мы бы проезжали их медленно и печально на лебедке. Макс со злости влетает на подъем ходом, скребет землю всеми колесами, собирает все деревья правым бортом (ну не отвернуть налево, рулевое свернуто). Сидеть при этом в машине, причем именно справа, просто страшно.
Проскочили горку, дорога опять превратилась в болото. Без лебедки никак. Я ношусь с крюком троса, Вова управляет пультом лебедки и направляет трос, а Макс вынужден плавиться внутри машины и разрываться между необходимостью охлаждения двигателя на малых оборотах и увеличения оборотов генератора для работы лебедки. В этом болоте обходим Керга, оторвавшего рулевую машинку.
Болото заканчивается мостиком через ручей, который сейчас представляет из себя кучу стянутых на одну сторону бревен. Раскатываем бревна заранее, давая передышку двигателю. По дороге к мосту левый поворот, нам его приходится проходить сдавая назад с выкрученным вправо рулем. В условиях болота это не очень-то просто. Перед этим внимательно посмотрели на радиатор и обнаружили перед ним кусок картона, засунутый до брода, чтобы меньше залить водой двигатель. Его вытащили сразу после брода, но при вытаскивании намокший картон порвался, и большая часть осталась перед радиатором. Причину перегрева устранили, попутно Макс услышал много добрых слов в свой адрес - именно он засовывал и убирал картон. Нервозность еще возрастает.
Перед мостиком нас объезжает Угрюмый, тоже бросивший группу и пробивающийся в одиночку. Он шел по предыдущему болоту явно веселее нас, но перед самым мостом все-таки залебедился. Проехал, слегка порушив мост. Мы как-то спокойно проехали следом за ним без лебедки, но при заезде на мост немнущиеся тракторные колеса показали свое отставание перед Гудричем. Наш УАЗ никак не хотел забираться на бревна, сгребая их перед собой в кучу. Плюнули, перетянулись лебедкой, снова оставив следующему экипажу кучу бревен вместо моста.
Дальше до самого финиша было трудно, но шли ходом, без лебедки. На финише опоздание составило сорок минут. Угрюмый успел на десять минут раньше нас, но он стартовал позже, поэтому уложился во время. Мы седьмые из всего рейда, кто финишировал на этот момент. Устраиваем привал у костра организаторов. За час, что мы отдыхали, выбралась всего пара машин, причем вся наша группа так и сгинула, похоже, в болоте.
В компании с Угрюмым и белорусами, с которыми ехали в первый день, поехали к лагерю. Дорога до лагеря больше походит на очередной СУ - постоянно на полном приводе, временами на пониженной. Встречаются левые повороты, которые нам даются нелегко. Перед самым лагерем снова полуразрушенный деревянный мост. Мост вдавлен относительно берегов на метр с лишним, на него надо сначала упасть сверху, а потом взобраться на метровый уступ на другом берегу. К моменту нашего приезда на мосту развлекаются "туристы", которые посадили на подъеме Самурая. Собираемся с духом, чтобы не упасть в грязь лицом перед туристами и проезжаем без запинки.
В лагере дожидаемся техничку и сообщаем экипажу технички (Андрей и Саша), что нам предстоит разобраться с рулевым до старта следующего дня. Времени два часа ночи, старт в семь. При помощи Виктора ("Экипаж") диагностируем рулевое и определяем, что проблема в левом поворотном кулаке. Макс разбирает кулак, внутри размолотый в хлам шрус. Размолотило его вышедшими со своих мест втулками шкворней, которые за месяц до этого делались в "Камелии". Решаем менять поворотный кулак целиком, сняв его с запасного моста. Макс отправляется спать, ему утром вести машину 200 километров по асфальту. Заканчиваем ремонт за полчаса до старта, спать уже некогда.
День четвертый (06.06.2001)
Посмотрев утром результаты этапа, делаем интересное наблюдение: наши очки за первый день - 7, при максимуме 9. Вполне достойно. А за вчерашний день нам начислено 9 очков! И это оценка наших товарищей по группе, которых мы откровенно бросили в конце. Все выбрались только под утро. Если насчет Носорога еще можно предположить, что он мог по старой дружбе поставить баллы по максимуму (мы, честно говоря, так и сделали), то с остальными просто непонятно. Все-таки система начисления очков в рейде далеко не объективна. Попутно видим, что вчерашнее наше опоздание зафиксировано и свои десять штрафных баллов мы получили. Еще два таких опоздания и нас снимают.
Из дневника
Большой перерыв в записях, просто не было времени. Пишу по памяти события двух дней.
Состав группы на старте меняется по отношению к стартовому протоколу - включаются рейдовцы, пришедшие под утро. В итоге мы, наконец, в одной группе с "Экипажем", а также со старыми знакомыми белорусами и 318 УАЗ'ом.
В этот день предполагаются два СУ (4 и 7 сложность), перед ними - двухсоткилометровый перегон по шоссе. В Ланденпохье заправляемся, отъезжая от заправки начинаем слышать слабый и редкий стук в трансмиссии. При попытке разобраться, в чем дело (Виктор за руль, чтобы слушать, мы смотрим снаружи) стук переходит в громкий скрежет и видно, как прокручивается задний кардан, а колеса стоят. Проверяем полуоси - целы. Остается главная пара.
Группу отправили вперед. Проезжавший мимо Трушников остановился, предложил в свою очередь помощь. УАЗ'овских запчастей у него, разумеется, не было, поблагодарили и от помощи отказались. К моему удивлению, ближайший магазин УАЗ'овских запчастей оказался в двухстах метрах от нас. Рядом же оказались и целых два автосервиса. В одном УАЗ видели в первый раз, о чем честно сказали, в другом уже стояла Нива из спорта (та, что хватанула воды в двигатель в броде), в ней меняли сразу кучу всего. Нас готовы были взять после нее. Пропустить два этапа в этот день мы никак не могли, поэтому попросились расположиться рядом, воспользоваться их досками, брусьями и т.п. в качестве подпорок и всяким инструментом по мелочи.
Через шесть часов мост стоял на месте с новой главной парой. Задолбались мы, правда, изрядно.
Отступление с техническими подробностями
Дело в том, что за несколько недель до этого Макс уже менял главную пару в заднем мосту, на сервисе, причем два раза. Первый раз из-за общей разболтанности моста он целиком перебирался. Второй раз сразу же после этого, когда на первом выезде в грязь главную пару просто срезало к концу первого дня. Тогда решили, что пара просто попалась бракованная, это теперь на каждом шагу. Второй раз делали на том же сервисе, по гарантии.
Соответственно, и сейчас мы взглянули на сломанную пару и увидели, что зубья на ней частично сломаны, но по большей части просто замяты. Поэтому решили, что пара попалась "сырая" и просто поменяли ее.
Заодно, на этой же заправке выяснили, что сандтраки закреплены неправильно. Мы где-то успели приложиться к дереву и левым бортом, так что болты, на которые траки вешались, все загнулись. Снимать и вешать траки на место стало проблематичным, а без снятия не добраться до бензобака.
Из дневника
Поехали дальше, через Сортавалу, Ляскеля, в обход Ладоги. Первый этап этого дня уже пропущен, едем сразу на второй. К сожалению, не удается заехать посмотреть на водопад, который все проезжают по дороге между этапами. Времени у нас нет совершенно. По дороге опять разок свернули не туда, ошибку поняли благодаря GPS, вовремя вернулись. Стартуем за 20 минут до закрытия старта. Идем по СУ7. Протяженность около четырех километров, в виде петли. Норма времени - четыре часа. Петя на старте сообщает, что лучшее время у спортсменов - пятнадцать минут. Обещает впереди крутые подъемы, но обнадеживает, что два года назад проезжал здесь на Ниве. В первом же болотце догоняем туристов, которым все не хватает острых ощущений. Вытаскиваем одного из болота, едем дальше. Подьемы на этом СУ (40-45 градусов) усугубляются бродами непосредственно перед подъемами - тормоза мокрые и не держат. Помимо этого приходится еще и маневрировать между деревьями и прыгать по камням изрядно.
Через километр после старта на очередном прыжке через бревно на косогоре задний мост снова ломается. Точно так же. За рулем на этот раз оказался Вова, взявшийся проехать участок с боковым креном.
Сказать, что я расстроился - значит ничего не сказать. Но делать нечего. Осталось три километра и почти четыре часа времени. Дальше идем с хрустящим задним мостом, который проворачивается при малейшей нагрузке. Практически постоянно на лебедке.
Впервые воспользовались методом лебежения со страховочным тросом, хорошо, что нашли стальной трос лежащим прямо на дороге на предыдущем СУ.
Дошли этап уже к двум часам ночи, до контрольного времени еще час. Это первый этап, на котором мы уложились в КВ и шли одни от начала и до конца. На выезде с СУ все-таки крепко приложили машину о дерево на крене влево.
День пятый (07.06.2001)
На финише судья наливает нам водки, в течение часа он наблюдал, как мы преодолеваем последний подъем. Перед последним бродом и подъемом стоит Рейндж Трушникова, сам Сан Саныч спит внутри, при этом у него громко играет музыка и горят фары. У него оторвана рулевая тяга, и он ждет эвакуаторов.
В стартовом протоколе на очередной день (счет дней вести очень сложно: уже заполночь, так что это "сегодня", но для нас, не спавших, это все еще "завтра") мы отмечены особо: "Экипаж №324 будет допущен к старту по результатам прохождения СУ7". Прошли. Допущены. Но сможем ли поехать - под большим вопросом.
Из дневника
К этому времени мы не спим уже почти двое суток, измотаны совершенно. Вова с Андреем и Сашей снова снимают мост, нас Максом отправляют спать.
Спим часа четыре. К этому времени мост снова перебран, ставим его уже все вместе. Опять надо успеть до закрытия старта.
Отступление с техническими подробностями
На этот раз, главная пара была вынута из имеющегося у нас запасного переднего моста, выпущенного еще "тогда". В том, что пара "правильная" теперь были уверены. Из версий, почему сломалась предыдущая, по-прежнему основной являлось низкое качество пары из магазина. Вторая версия - недостаточная высота отбойников моста, из-за чего при перекосе могло заклинить оба колеса и из-за этого срезать пару. Обычно при этом ломают полуоси, у нас почему-то слабым местом оказалась пара.
Возникает вопрос: с нами едет техничкой точно такой же УАЗ на таких же мостах. Почему просто не перекинуть себе заведомо исправный мост, оставив техничку на переднем приводе. Техничке все равно ехать по хорошим дорогам и полный привод ей ни к чему. Проблема только в том, что на техничке задний мост был сломан точно так же как и наш, причем в тот же день. О чем нам было с радостью сообщено сразу по прибытии в лагерь.
Из дневника
Едем 50 километров по грунтовкам к старту СУ. Проезжаем линию Маннергейма. Линия в стиле фэнтези - слегка обтесанные гранитные глыбы выстроены в ряд через широкое поле. Сфотографировать не успел - опаздываем.
На старт успели. Спецучасток: 25 км, 10 часов времени, 7 сложность. По карте - болото. Стартуем. Через километр, переезжая ручей, забросанный бревнами и камнями, из района заднего моста слышим привычный хруст, напоминающий треск ломающейся ветки. Веток поблизости не наблюдается, так что:
Задний мост снова сломан. Эмоции уже практически отсутствуют. Устраиваем совет, стоит ли рваться вперед, как и вчера - на переднем мосту и лебедке. Вариантов немного: сходим с СУ сейчас - исключаемся из зачета, у нас уже один пропущен и один с превышением КВ. Ломаемся по дороге окончательно - эвакуация, автоматический сход. Опаздываем, из-за того, что поедем медленно - опять же исключаемся из зачета.
Решаем поберечь машину, едем в следующий лагерь по объездной дороге. Собственно, на этом Ладога для нас закончилась. (Дневник тоже закончен.)
Закончились и неприятности. Через сто метров после поломки встретили буханку белорусов, они помогали починиться нашим старым знакомым на Рейндже №321. Механик с буханки, Виктор, выслушал рассказ о наших неприятностях, прямо на месте научил правильно перебирать мост и обещал в лагере подойти помочь.
Добрались до очередного лагеря. Никуда уже не спешили, приехали под вечер. Лагерь в лесу на берегу Ладоги. Следующий день - дневка, пляжная и дюнная гонки, которые идут отдельным зачетом. Зная, что никуда уже не опоздаем, нормально спим.
День шестой (08.06.2001)
Утром выполняем привычное упражнение: снимаем мост. Разбираем, убеждаемся, что опять убита главная пара. Вова с Андреем на техничке едут искать магазин запчастей.
В лагере делать пока нечего, в компании с Сашей идем смотреть на гонки. Сразу же выясняется, что ходить пешком совсем неудобно, до пляжной гонки топать два километра, дюнная - еще дальше. Машины нет, делать нечего - идем пешком.
Пляжная гонка совсем не зрелищна. Километр по пляжу с заездами в воду, потом этот же километр обратно. Со старта видно, как проходятся первые две вешки, потом машины уходят за поворот. Единственный прикольный момент: не все знают, что такое "финиш базой", а из тех, кто знает, не у всех получается.
По слухам, дюнная гонка гораздо интереснее. Попросились прокатиться до места в кузове спортивного Патруля. Четыре километра по кочкам, стоя на самом кончике короткобазного Ниссана - острые ощущения за всю остальную Ладогу перекрываются многократно. Как ни странно, не выпал, хотя серьезно этого опасался.
В дюнах трасса гораздо симпатичнее. Куча петель на ограниченной площадке, полностью обозреваемой почти с любой точки. Машины на трассе ведут себя совершенно по-разному. Одни едут медленно и без остановок, другие крутят движки по-максимуму, песок из-под колес летит фонтаном, но в нескольких особо засадных поворотах сдают назад, не сумев проехать с первого захода. После каждого такого "некрасивого" прохождения трассы ее проезжает Овчинников на своей Тойоте, собственным примером показывая, что можно ехать и достаточно быстро, и не рыть песок в поворотах. Как ехал Турбодед, который в итоге был первым, мы не застали, зато увидели, как ехал будущий победитель в спортивном зачете - Астахов на Рэнглере. Смотрелось очень здорово.
Как ни странно, сход был только один: из-за поломки не доехал до финиша спортивный УАЗ с желтой обвеской. Заклинило правый шрус, жаль, ехал он достаточно быстро, хотя явно на пределе возможностей машины. Оттащили эвакуатором.
В целом, на УАЗ'ы на гонке было смотреть больно: и передачи переключаются с жуткими задержками из-за необходимости двойного выжима, и двигатель ревет уж больно натужено. Правда мы не видели Турбодеда, который на том же УАЗ'е показал здесь лучшее время.
Вернулись в лагерь под вечер. Там Вова с Максом под мудрым руководством Виктора с буханки уже почти собрали мост заново.
Отступление с техническими подробностями
На этот раз мы все-таки нашли время разобрать дифференциал и посмотреть, что там твориться. Первое что оттуда выпало после разборки - металлическая стружка. Это сразу насторожило и не напрасно: одна из медно-графитовых шайб сателлитов и соответствующая посадочная поверхность были все в задирах. Так мы и выяснили, что все поломки происходили из-за одного и того же: подклинивал дифф, причем не всегда, а когда ему захочется. Соответственно, в первый раз он решил заклинить, когда мы поворачивали на асфальте, а в последующие - когда одно колесо вывешивалось и должно было свободно проворачиваться, не давая нагрузки на второе. Разумеется, это все только наши предположения, однако практика показала, что после замены дифференциала мост ломаться перестал.
Так что, то, что мост сломается, было предопределено заранее, уазовским сервисом, где оставили стружку в диффе. То, что мост ломался после нашей переборки - это не ошибки сборки, а спешка и как следствие - оставленный без переборки дифф. Хотя, на третий раз без помощи Виктора мы все равно бы не обошлись - в связи с заменой диффа потребовалась регулировка подшипников, которую сами мы бы вряд ли сделали правильно.
День седьмой (09.06.2001)
В этот день мы решили не лезть на СУ, тем более девятой сложности на неприкатанной паре. Чтобы не терять времени после "Ладоги", и следуя доброй традиции "ни дня без переборки моста" решено восстановить техничку. С ней все более-менее понятно - перегрузили страшно, рессоры выгнулись в обратную сторону, на малейшей кочке тракторные колеса упирались в арки, причем оба, и заклинивались там. Сделали остановку у магазина УАЗ'овских запчастей в Лодейном Поле. Разобрали мост, увидели уже знакомую картину - раздробленную главную пару.
Опыт - великое дело. На четвертый раз собрали так, что при полностью отсутствующем люфте редуктор грелся вначале совсем чуть-чуть, а через день и совсем перестал. Предыдущий мост поначалу грелся до такой степени, что рукой за него держались с трудом, после притирки стал греться терпимо.
Из Лодейного Поля покатались дальше согласно легенде. Опять слегка заплутали, из-за необозначенного на карте шоссе, доехали до лагеря не по самой короткой дороге. Вместе с нами покатались по окрестностям и белорусы на Рейндже, которых мы встретили в Лодейном Поле.
День восьмой (10.06.2001)
Самое яркое событие дня - ориентирование. С утра пошел мелкий противный дождь. Не беда, раз уж ориентирование проводиться днем, а не ночью, должно же хоть что-то мешать ориентироваться. Ориентирование по легенде также идет в спортивном зачете и на старт допускаются все желающие, включая вышедших из зачета.
Само ориентирование - это, пожалуй, наиболее интересное мероприятие во всем трофи. Дается легенда с описанными перекрестками и расстояниями между ними, необходимо проехать все контрольные точки в строго указанное время (плюс минус пять секунд). Времени дано ровно столько, чтобы проехать всю трассу с максимально возможной для этой дороги скоростью и ни разу не сбиться с пути. Опоздания (или опережения, они тоже возможны, если ехать уж очень быстро) штрафуются, выигрывает набравший меньше всего штрафа.
Основная сложность - замерять большие отрезки между перекрестками ( в данном случае доходили до километра с лишним). Терратрипа у нас нет, поэтому надеемся на глазомер и на GPS. GPS полностью на мне, так как он у нас не закреплен стационарно, и у штурмана просто не хватает рук все держать. Старт. Едем, прыгаем на кочках, дорога постоянно петляет, пересекается сама с собой, так что можно столкнуться с другими участниками, в общем, весело. Особенно порадовал момент, когда на очередном прямом участке навстречу лоб в лоб летел другой УАЗ.
Первый контроль времени проходим с опозданием в десять минут. Макс жмет на газ и комфорта в машине не остается вообще - удержаться можно только расклинив себя между сидением и каркасом безопасности. И тут выясняется, что наш замечательный авиационный GPS с огромным экраном, встроенной картой и прочими наворотами, начинает глючить от тряски. Поводом послужило выпадение разъема питания из гнезда, после восстановления питания погрешность выставления точки привязки стала составлять больше сотни метров, причем в случайную сторону. Для наших целей это оказалось абсолютно неприемлемым.
Остался один только глазомер. Пару раз поехали не туда, потом возвращались, но благодаря безумной скорости к финишу сумели уменьшить опоздание до семи минут. На последнем километре нам на хвост села Нива, которая, в принципе, и должна по такой трассе ехать быстрее нас, но Макс воспринял это как вызов и сумел-таки от нее оторваться, хотя и с трудом вписываясь в повороты.
По результатам ориентирования мы на почетном тринадцатом месте, с двадцатью минутами суммарного штрафа. У победителя - меньше минуты. Есть еще над чем работать.
После финиша, собираясь ехать на следующий СУ, совершенно случайно обнаружили, что на левом переднем колесе срезало две шпильки крепления колесной проставки, а оставшиеся три гайки просто открутились и выпали. Колесо должно было отвалиться в любой момент. Порадовались своему везению, заменили шпильки, поехали.
Разглядел поближе экстремальный УАЗ от "Строймонтажа". Вот что получается, если отрезать все лишнее.
СУ10 представляет собой два с половиной километра десятой сложности. Легенда строго лаконична: двигаться из точки 006 в точку 008. В конечной точке - берег Ладоги, последний лагерь. Про этот лагерь нам еще на техкомиссии было сказано, что технички туда не пройдут - единственный путь до лагеря через СУ. Организаторы туда тоже не собираются, их лагерь на старте СУ.
Приехали на старт и застали огромную толпу участников. Выяснилось, что после того, как стартовала половина спортсменов, появился лесник и перекрыл дорогу. Самого лесника мы не увидели, но смелости его можно позавидовать - он решился противостоять толпе сумасшедших джиперов. Пока утрясался вопрос с лесником, мы отправились на разведку пешком. Казалось бы, что два с половиной километра можно пройти за час туда-обратно неторопясь. Шли по следам прошедших впереди машин и в какой-то момент ушли в дебри и откровенное болото. В этом болоте догнали тот самый УАЗ с желтой обвеской. Глядя как он там барахтается, стали подумывать, а не остаться ли нам вместе с техничкой около лагеря организаторов.
Дошли до финиша и там узнали, что основная масса участников поехала по дороге без заезда в лес. Дорога представляет из себя просто глубокую и грязную колею, которая на наших колесах проезжается вообще без проблем. По слухам, во время разведки этого участка, на всем пути стояла вода по пояс, отсюда ему и была присвоена десятая сложность.
Вернулись обратно по этой самой дороге, окончательно убедились, что надо ехать. К этому моменту стартовали уже все участники и по этому случаю старт был закрыт. Закрыт физически, поставленной посреди дороги в самом узком месте Газелью организаторов. На самом деле и ходили мы далеко не час, все-таки не по асфальту.
У оставшегося на старте экипажа УАЗ'а, который тоже вышел из зачета, выяснили, что старт закрыли буквально десять минут назад, а перед этим всем идущим вне зачета предложили проехать. И ведь Макс был в это время уже в машине (он повернул назад раньше нас), но вот стояла она за поворотом и со старта видно ее не было. И Макс, соответственно, не увидел, что старт закрывается.
Делать нечего, пошли проситься проехать. Оказалось, что водителю Газели приказано никого не пускать, а все организаторы пошли на финиш СУ и вернутся не раньше чем через час. Свои мобильные телефоны они, разумеется, оставили в этой самой Газели. Возмущались, угрожали спихнуть эту Газель с дороги, жаловались проходящим мимо судьям - не помогло.
Плюнули и, обозленные, решили проехать в лагерь по СУ11, который идет от лагеря, и должен проезжаться на следующий день. Ехать его надо в обратном направлении, сложностей это не составляет - легенда опять состоит из одних только точек GPS.
СУ четвертой сложности, но, посмотрев на десятую, мы решили, что там то уж проедем обязательно. В километре от финиша (ставшего для нас стартом) встретили длинный Геленд казахов, они тоже уже ехали вне зачета, и просто разведывали дорогу следующего дня для своих товарищей. Ехали они уже обратно, предупредив, что чуть дальше они просто не рискнули ехать на своих 33 колесах. Удивились, но поехали дальше. Дорога - старая гать, местами совсем разрушенная, шириной ровно в колею машины. Чуть в сторону - зарываешься. Радует то, что толстых деревьев вокруг - море, есть за что зацепиться лебедкой. Но мы, в первый раз за все трофи, наконец почувствовали себя лидерами среди спортсменов. Дорога совершенно не размешана и проходится своим ходом без лебедки везде.
Выехали на берег, теперь по легенде надо ехать четыре километра "вдоль берега". Дороги уже нет, приходится выбирать путь самостоятельно. Есть у лидера спортсменов, оказывается, и свои трудности - нет следов прошедших до тебя, надо искать дорогу самому. В одном месте сильно углубились в лес, уперлись в густо растущие деревья, пришлось возвращаться. Правильная дорога, как оказалось, шла именно "вдоль берега", по самой кромке воды. В том месте, где мы ушли в лес, надо ехать по прибрежным камышам через небольшое болотце, воды там с полметра максимум. Ехать страшно, потому что деревьев, за которые можно отлебедиться, в радиусе сто метров нет, если сядешь - выбираться придется своими руками. Вова в болотных сапогах нашел тропинку и перевел машину через это неприятное место. Еще чуть-чуть езды по пляжу и мы в лагере.
Последняя ночевка предполагает грандиозную пьянку. Идем к белорусам на буханке и поим их коньяком - при помощи Виктора мост, наконец, нормально сделан. Потом просто бродим от костра к костру, выпить с теми, с кем успели познакомиться, а заодно познакомиться и выпить с теми, с кем познакомиться по дороге не успели. Вечер прошел замечательно.
День девятый и последний (11.06.2001)
Утром у всех старт СУ11. Нам он не интересен, мы его проехали вчера. Правда, организаторы меняют легенду и перед выходом на СУ участником еще надо сделать кружок по болоту, которое вчера все благополучно объехали. Видимо не всем хватает остроты ощущений. Нам интереснее проехать СУ10, на который нас вчера не пустили, и который сейчас замечательно размешан колесами всех машин. Опять получается, что едем мы его в обратном направлении.
Как и предполагали, ничего сложного мы так и не встретили. Правда, нередко в колее попадались камни, которые пару раз чувствительно цеплялись за мосты. Но лебедку мы уже второй СУ подряд не размотали ни разу. На старте (который теперь для нас финиш) лагеря организаторов уже нет, осталась только та самая Газель. С трудом удержались от соблазна перегородить ей выезд и пойти погулять.
Подкатили на финиш СУ11 по уже хорошо знакомой дороге вместе с техничкой. Спортсмены уже почти все финишировали, ждем рейд. Пришла одна группа, другая, никто не спешит уезжать, для рейда уже все позади, пляжная гонка девятого дня только для спортсменов. Сейчас никто не считает победителей, сам факт того, что все позади, доставляет огромное удовольствие. Здесь мы особенно остро почувствовали свою неполноценность. Сама собой всплыла фраза "мы чужие на этом празднике жизни". Ладно, на площадь нас все-таки пустят, и церемонию награждения мы увидим. Дождались Экипаж и поехали потихоньку в город, двести километров по асфальту.
Нас встречают друзья еще на шоссе до въезда в город. Настроение сразу поднимается. На площади собирается уже вся наша джиперская компания. Фотографии на память, обливание шампанским вместе с Экипажем, занявшим семнадцатое место из семнадцати дошедших экипажей, поздравления Угрюмому, по праву завоевавшему первое место в группе "рейд".
Машин на площади несравнимо меньше, чем девять дней назад. Все-таки приятно, что и наша среди них, что мы добрались до конца своим ходом. Опыт получен огромный, на следующий год удастся избежать многих ошибок, и уж тогда-то мы... :)
Фотоальбом
Комментариев нет:
Отправить комментарий